Немое кино Виталия Хитрова , или когда cошлось «много» и «хорошо»
Александр Манушкин
Голос за кадром: После «Ботаника» — с его ассоциативной визуализацией поэзии серебряного века — зрители могли ждать от фотохудожника Виталия Хитрова чего угодно — трансцендентности, космополитизма, гиперкодификации и т.п. …ности, …измы и …фикации. Виталий Хитров, судя по последней выставке, стал фотографом-«ботаном», точнее, алхимиком, который уже десяток лет бьётся в своей лаборатории над получением фото-гомункула — совершенного существа, состоящего из композиции, формы и цвета. Впрочем, уже «Ботаник» мог бы насторожить эстетствующего зрителя-формалиста: помимо формы и цвета, в работах Хитрова зазвучало слово. Фотографии, хотя и оставались формальными экспериментами, но только таковыми уже не были. В них появилось какое-то внутреннее, смысловое движение — пока в виде словесных образов, проступающих сквозь поэтические строки. А в последний день зимы 2011 года, 26 февраля, в арт-галерее «Лига» Виталий Хитров показал публике новую выставку — «Персонажи».
В. Хитров: Сегодня повод совершенно неформальный. Мы первыми в Коломне начинаем здесь, в Коломенском кремле, проводы русской зимы. И сегодня у нас в гостях много интересных, уникальных людей. Это Валерий Иванович Никифоров — директор фотоцентра на Гоголевском бульваре, журналист, человек, который знает про фотографию всё, знает всех современных фотографов. Михаил Юрьевич Быков — журналист, писатель, ведущий авторской программы «Вот такая история!» на радио «ФинамFM»… Мы будем понемногу выпивать и приглашать за стол наших гостей. Наша встреча — неформальная, но она проходит в прямом эфире коломенского сарафанного радио. Фильм, который идёт за нашей спиной, к происходящему отношения не имеет. А я сейчас хочу пригласить в это деревянное кресло…
В. Никифоров: Я только сейчас понял, что это корабль.
В. Хитров: …уникального человека, академика РАЕН, художника, писателя, отца-основателя Института сотовой связи Анатолия Владимировича Кудина. Его портрет тут представлен, он называется «Добрый Кудин». Добро пожаловать к нам за стол, и — какой напиток Вы предпочитаете в это время суток?
А. Кудин: Я посмотрел картины. Водочный тон меня уже не устраивает, он здесь более глубокий. Виски — тоже не совсем. А вот коньяк — да. Рассмотрев эти работы, я понял, что это не просто коньяк, а очень хороший коньяк, когда он приобретает цвет седины, такой сероватости. Поэтому если бы вы меня угостили коньячком, я был бы не против.
В. Хитров: Я прошу принести коньяку…
Голос за кадром: Впервые Виталий Хитров показал то, что можно определить как сценическая фотография. Или фотография-мизансцена. Это не портрет в строгом смысле, не жанровая сцена и не постановочная фотография — хотя и то, и другое, и третье в «Персонажах» Хитрова присутствует. Но всё это — лишь приёмы, которые служат авторскому, а точнее, режиссёрскому замыслу. Хитров режиссирует фотографию. Словно создаёт кинокадр — с игрой актёров, работой камеры, цвета, света, звука. И потому работы художника в своей динамике воспринимаются полноценными киносценами, а в фото-стоп-кадре — мизансценами. «Персонажи» напоминают киноленты Феллини. Старая сентиментальная Европа — лица-маски, птицы-голуби, люди-куклы… Впрочем, эта выставка не о «закате Европы» и не о «величии России».
В. Никифоров: Можно встрять? У меня вопрос к господину Кудину. Вот Вы как человек глубоко искусствоведческого воспитания… Проблема тотального пьянства и русских застолий конца XIX века — неважно, в Масленицу или не в Масленицу — она имеет продолжение традиции, или это всё осталось в прошлом?
А. Кудин: Я должен сразу поставить точки над «и». Когда говорят, что…
(в этот момент в зале гаснет свет)
В. Хитров: Кто-то … задел выключатель. Это тоже импровизация.
А. Кудин: …я хотел бы поставить точки над «i». Русский народ, в общем-то, непьющий. Он употребляет на среднем уровне в мире, и весь этот полный трёп, который идёт в прессе, никакого отношения к России не имеет. Россия сейчас учится пить качественные напитки, они ей нравятся, и она начинает понимать толк в этих напитках.
В. Хитров: А вот скажите, насколько тема пьянства представлена в русском изобразительном искусстве?
А. Кудин: Эта тема не поднята в должной мере. И мы должны её поднять — хотя бы в форме образца. И вообще я предлагаю Виталию Хитрову сделать следующую выставку о том, как мы пьём.
М. Быков: Как мы пьём или как мы все пьём?
А. Кудин: Как все.
Голос за кадром: Виталий Хитров находит своих «персонажей» во время путешествий по Европе. И вместе с тем целую галерею образов художник создаёт «здесь и сейчас»: его героями становятся друзья, родные, знакомые… Однако в этих работах нет того, что называется этно-культурным колоритом. На фотографиях Хитрова нет ни одной Страны, а есть особое пространство — вне границ и дефиниций, пространство Сцены. Виталий Хитров, как всегда, преподнёс зрителю очередную головоломку, которую можно решать долго, пытаясь найти ответ на вопрос: а что же, собственно, нужно искать в этих работах?
В. Никифоров: Я знаю Виталия Валентиновича не так давно — чуть более десяти лет. И как фотографа открыл его, может быть, первым. Очень приятно, что я уже не первый раз в этой изумительной, изысканной арт-галерее на очередном вернисаже. И предлагаю выпить за настоящего патриота города Коломны. Виталий Валентинович ненавязчиво сделал для Коломны так много того, что было просто необходимо сделать в этом великом маленьком городе. За этого фотографа — креативного, очень чёткого, стильного — Виталия Валентиновича Хитрова!
М. Быков: В современной России много людей, которые делают для своих городов очень много, но вопрос: делают ли они хорошо? В данном случае «много» и «хорошо» сошлось. Поэтому я предложил бы выпить за «много» и «хорошо».
Голос за кадром: Виталий Хитров наполняет каждую свою фото-мизансцену множеством её составляющих — персонажами, сцендвижением, ацентированными или едва заметными, но не менее важными, деталями. Плюс особая фактура, напоминающая то ли сфумато, то ли старую киноплёнку. И всё это множество элементов на каждой работе мастерски сведено, срежиссировано и сыграно. В работах Хитрова не хватает разве что звука. Но, вглядываясь и вслушиваясь в эти работы, понимаешь, что звук нарочито «выключен» режиссёром — это немое кино. В его лучших традициях.
В. Хитров: Мне хочется пригласить за стол не менее уникального человека, который имеет официальную должность — возглавляет культуру в нашем городе. Но кроме этого, каждый год даёт концерты и записывает свои диски. Наталья Валерьевна Маркелова!
Н. Маркелова: Всё, что делал и делает Виталий Валентинович Хитров — всегда что-то новое. И я хочу сейчас вручить ему заслуженную награду — грамоту министра культуры Московской области Г.К. Ратниковой — «За большой вклад в дело сохранения и развития культурно-исторических традиций города Коломны». Мы рады, что знаем этого прекрасного человека, художника, жителя Коломны, неравнодушного к истории и культуре нашего города!
В. Никифоров: Хочется добавить. Сейчас Виталий Хитров наносит двойной креативный удар в область фотографии — через несколько дней в Фотоцентре на Гоголевском бульваре открывается его выставка «Ботаник».
В. Хитров: Ещё один гость за нашим столом… Наверное, он имеет самое полное право находиться на этом месте как автор этого произведения. Художник Владимир Потлов! Володя, у меня вопрос совершенно простецкий: а не жалко произведение искусства? Пролили на скатерть красное вино, но это всего лишь скатерть, а это всё-таки — произведение искусства.
В. Потлов: А для кого оно делается?! Для людей. Поэтому и не жалко. Но только в том случае, если оно поднимает человека.
В. Кудин: В каком смысле?
В. Потлов: В духовном. Если это Вас приподнимает духовно, то не жалко, если заставляет опускаться — тогда жалко. И я счастлив, что моя работа вписалась в эту выставку.
Голос за кадром: На открытии выставки Виталия Хитрова было многое: люди в костюмах работников высокотехнологичных (или токсичных?) производств; музыка DJ Хитрова-мл., кинотрансляция кадров из фильмов, которые не имели никакого отношения к выставке; нон-стоп разговор главных «персонажей» вечера; наконец, прекрасное шампанское для всех, кто не очень-то готов был слушать этот нон-стоп или вникать в художественные особенности работ Виталия Хитрова. Всё происходило, на первый взгляд, хаотично и несколько бестолково. Но художник и не пытался как-то упорядочить эту бестолковость. Может быть, потому, что всё и все вокруг были лишь персонажами и мизансценами ещё одного фильма..?
В. Кудин: А знаете, о чём я сейчас думаю? Порой задаёшься вопросом: тем ли ты занимаешься? что я хочу, занимаясь искусством в этом мире, где все мы — такие разные? Задаваясь этим вопросом, я думаю, что искусство, как ничто другое, объединяет людей. Именно объединяет. Язык искусства понятен всем. Мне понятна культура папуасов, она существует по тем же божественным законом, что и, например, искусство Микеланджело. Законы одни и те же. Искусство, пожалуй, единственная духовная сфера, которая способна объединить людей.
Голос зрителя: Все выставки Виталия Хитрова — это даже не глоток, это поток свежего воздуха в нашем рациональном, жёстком и порой циничном мире. Виталий умеет увидеть то, мимо чего мы проходим мимо. Но через эти образы уже здесь, на выставке, мы открываем для себя что-то бОльшее…