Виталий Хитров
Под ногами
2005
80х80
Фотография, компьютерная графика, печать на бумаге, стекло.

Персональная выставка / Коломна, Кремль, КЦ "Лига"
Под ногами
Константин Лемент


Ещё со времён первых поселений люди поняли: единственное, что им остаётся — облагораживать действительность во всех её проявлениях. «Остановись, мгновенье, ты нестоль прекрасно, сколько ты неповторимо» — знали они или чувствовали. Новый проект Виталия Валентиновича Хитрова сочетает в себе два, казалось бы, противоположных стремления. С одной стороны — перед нами беспристрастное изображение канализационных люков из разных стран мира, в том числе – из России. Фотограф не пытается оживить эти громадные чугунные «монеты», лишает их всякого фона, максимально концентрирует созерцателя насамих люках. Ничто не выражает лесть окружающему. Вероятно, именно благодаря этой художественной прямоте кто-то из посетителей подчеркнул гендерную основу проекта, назвав его «чисто мужским».

С другой стороны, нельзя не заметить и некую философскую, и даже лирическую основу «Под ногами». На каждой из фотографий встречается надпись «Счастье неизбежно». Что она может означать? Счастье у нас под ногами, а мы проходим его, не замечая? Очевидно, это одна из вероятнейших трактовок. Но нельзя забывать, что последнее, чего следует ожидать от искусства — однозначности.

Посетители культурного центра «Лига», где был выставлен упоминаемый проект, неоднократно отмечали его самобытность. Первая фотография возле входа напоминала разрезанную пополам железную планету. Налёт тёмно-оранжевой ржавчины на поверхности люка даёт воображению возможность предположить, что некогда эта планета была солнцем…

А вот перед нами люк с латинскими буквами и символами сельскохозяйственного труда. С первого взгляда понимаешь, что дизайнер вещи пытался нанести на поверхность символы своей страны. Стиль жизни её жителей на протяжении многих веков был связан с землёй, и это отразилось в современности. Пускай, хотя бы в такой форме.

Ещё одна крышка напоминает медальон. Вся она испещрена симметричными фигурами, в целом создающими впечатление лабиринта. Лабиринтжизни, — если пустить вход воображение. И практически в самом низу, — как символ финала ко всему прожитому, — виднеется надпись Хитрова: «Счастье неизбежно»…
Два люка созданы дизайнерами в голубомцвете. Фотография Виталия Валентиновича прекрасно передаёт глубину и отблески этого своеобразного «дуэта». Помещённый под ноги посетителям, он действительно создаёт впечатление пары ледяных прорубей в полу выставочного зала.

Самая запомнившаяся работа — люк с крестом посередине на фоне классически-серого асфальта. Серость жизни… и крест — как знак милосердия. Чугунное, нерушимое Милосердие на фоне серости жизни. И косаят рещина на асфальте, как бы проходящая через самый центр креста... Простая случайность, надо полагать.