Виталий Хитров
Сны
2004
80х80
Фотография, компьютерная графика, печать на холсте.

Персональная выставка / Коломна, Кремль, КЦ "Лига"
Сны Хитрова
Елена Кузина


Если посмотреть на творчество Виталия Хитрова в ретроспективе — то есть от сегодняшнего проекта к первой выставке, то можно заметить некоторую закономерность, а именно, изменение пространственного воздействия на зрителя. Сложно? Сейчас поясним. Ранее персонажами его фотографий были механические детали неживой, рукотворной природы. Приближенные к зрителю, выхваченные из общего вида механизма, которому они принадлежали, при этом расцвеченные в определенной исключительно для них — с учетом формы и композиции — цветовой гамме, они обретают не только эстетическую ценность, которая может стать частью дизайна интерьера. В них неуловимо скользит, скрытая, как в андерсеновских сказках о предметах, невидимая человеку эмоциональная жизнь привычной вещи.

Потом пространство расширилось, и последовала коллекция фотокартин «Имитации», где так же вочеловечены крыши домов, стены, окна городов мира — Москвы, Коломны, Венеции…

Сегодняшнюю выставку «Сны» автор определил, как проект, потому что новую экспозицию, размещенную в залах Галереи современного искусства, невозможно назвать только выставкой фотокартин. Это действие, «экшн», которое одновременно воздействует на слух и зрение, где используются цветовые мобили, а все пространство поделено на отдельные объемы прозрачными занавесями из органзы, белой и золотистой. Таким образом, помещение разбито на отдельные подпространства, где собраны работы Виталия Хитрова и из первой коллекции, и более поздние, и объединены по смысловому значению и цветовому решению. Окажись все эти работы вместе, не разделенные тонкой завесой, имитирующей странность переходов сновидений одно в другое, возможно, они начали бы теснить друг друга, не уживаясь на одной стене. Но, получив отдельную прописку — по две, три, четыре в одной светящейся квадратной или прямоугольной секции, -они моментально начали работать на создание странных ассоциаций, словесно порой невыразимых, и, тем не менее, создающих таинственное, несколько медитативное, состояние, которое усилено завораживающим движением цветовых пятен по потолку и сиянием подцветки на разделяющих полотнах. К чувственному восприятию видимого немало добавляют современные джазовые композиции, непрерывно звучащие в галерее.

…Лики каменных химер и огромные лица, глядящие со стен, странный пейзаж из раскрытых каменных книг, одновременно напоминающих скамьи, созданные сюрреалистическим воображением скульптора-авангардиста и странные сплетенные инсталляции из прутьев и гвоздей. Кто-то, кажется Габриэль Гарсиа Маркес, заметил, что сны есть нереальная комбинация реальных впечатлений. Ощущения, оставляемые увиденным, вполне укладываются в рамки этого определения…

Выше мы говорили о расширении пространства, выхваченного взглядом автора от детали предмета до полета над крышами домов. Как будто в прошлое время Хитров прощупывал свои собственные возможности фотовоплощения большого и малого, идя от меньшего к большему. Однако в данном случае, то, что год назад можно было принять за большее, — каналы Венеции, купола московских храмов, — здесь оказывается где-то посередине. Происходит трансформация: деталь, которую мы условно приняли за меньшее, исходя из представлений материального мира. Миниобъект, выведенный за пределы материального восприятия в область чувственного, в сферу сновидения, становясь персонажем мира подсознания, начинает превосходить пространство, доступное сознанию, в данном случае — пространство города. Такой миниобъект меняет философскую категорию, уходя в метафизические пределы, и приобретает символичность, смысл которой можно определить только чувственным восприятием, и которое вербально описанию поддается не всегда. Впрочем, подтекст всех работ Виталия Хитрова — это вечное ускользание времени, ощущение его зыбкости. Пройдет доля секунды — пролетит пушинка, сдвинется солнечный блик, раздастся внезапный звук — и все изменится. Постоянное осознание сиюсекундной изменчивости материального сущего — одна из особенностей его творчества. Наверное, поэтому для своих экспозиций он выбирает такие зыбкие понятия: намеки, имитации, сны…

Виталий Хитров работает цифровой камерой. Многие сегодня относятся к этому новшеству, как когда-то музыканты относились к электрогитаре — чуть-чуть свысока. Утверждая, что компьютерные ухищрения исключают возможность творчества. Наверное, в этом есть некий снобизм, и, не в обиду будь сказано, с налетом ретроградства. Художественное действие, если оно содержит в себе духовное начало, чувство и мысль, если оно будит эмоцию, прежде всего, созидательную, все равно подпадает под определение «творчество». Тогда так ли важно, какая гитара в руках исполнителя, какая камера в руках фотографа — привычная пока большинству или цифровая?

Говорить об этой экспозиции, пытаясь донести до читателя мир собственных ощущений, особенно из области почти ирреального — занятие сложное. Каждый имеет возможность получить свой собственный опыт.

Адрес в Коломне хорошо известен — ул. Лажечникова, 5. Но даже если вы приедете из другого города с туристической поездкой, которые устраивают тут же, в КЦ «Лига», вам лучше прийти сюда и заглянуть в сны, переведенные в частицу яви. И наоборот…